О покаянии

Категория: Спутник христианина

Дневник православного священника

3 Декабря

Кто не примет Царствия Божия как дитя...
(Лк. 18, 17)

Дабы вам исполниться всею полнотою Божией
(Ефес. 3, 19)


Обратиться и быть, как дети. И "исполниться всею полнотою Божией!" Как согласовать эту, по-видимому, странную противоположность? Но противоположность эта только кажущаяся. Хотим ли мы вернуться к первобытному состоянию детской души? Мы достигнем этого, только подвигаясь вперед. Детство, старость - раннее утро и закат дня - во многом сходны. Вспомним Нагорную проповедь: Спаситель называет блаженными обладающих детскими качествами. Смирение, кротость, милосердие, чистота сердечная, миролюбие, все это качества души ребенка. Но человек взрослый может достигнуть той же цели от полноты благодати.
Ребенок бывает "нищий духом" по врожденной, бессознательной скромности, а взрослый человек, стремясь к недосягаемому, сознает свою духовную нищету Ребенок плачет, теряясь в пространстве, взрослый человек плачет, потому что ему тесно в узких жизненных рамках. Ребенок знает только один голод в недостатке пищи телесной, для взрослого же всего важнее утолить духовные голод и жажду. В детстве мы прощаем, забывая обиды; в зрелом возрасте мы понимаем человеческие слабости и, покрывая все своею любовью, прощаем их сознательно. Детская невинность происходит от неведения; познание же порока, во всей его гнусности, побуждает человека искать душевной чистоты, которая достигается только на Голгофе.
Вы, оплакивающие вашу молодость, сокрушающиеся о скоротечности раннего утра, - утешьтесь, полуденный зной и вечерние сумерки приведут вас снова к утренней свежести! Обогащенный жизненным опытом, зрелый возраст вернет вам снова всю прелесть вашей детской невинности! Это вполне возможно. Впереди нас ожидает "светлая утренняя звезда" - после темных туч, налетевших в полдень, после надвинувшихся вечерних теней, после мрачных часов глубокой ночи, встанет вторая светлая заря.
Не сказано ли: "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного" (Гал. 4, 4). Так будет и для нас. Когда мы достигнем полноты духовной жизни, Младенец Иисус явится и нам; мы возродимся вновь; утренняя заря возгорится для нас; мы увидим восходящее Солнце на востоке, мы услышим песнь пастухов в долине Вифлеема, и в ней прозвучит радостная надежда начинающегося дня и несмолкаемая хвала Всевышнему. "Слава! Мир! Благоволение"!

О покаянии

Согрешившим после св. Крещения осталась одна надежда — истинное покаяние.
Слава Богу за это, слава Богу! Мы еще не погибли.
Грешники! Надежда еще осталась, щедроты Божии еще не кончились, покаяние грешникам еще проповедуется, нищим еще благовествуется, милость Царя Небесного еще везде возвещается, двери милосердия еще не затворены, благодать Божия еще всем открыта. Кающиеся грешники еще спасаются и очистившиеся покаянием мытари и любодеи в царствие Божие еще входят. Всех отвратившихся Бог Милосердный к Себе еще призывает и ожидает, и обещает милость. Чадолюбивый Отец блудных сынов, возвращающихся из дальней страны, еще принимает и двери дома Своего им открывает, и в лучшую одежду их облекает, и дает перстень каждому на руку, и сапоги на ноги (см. Лк. 15, 11—33). И всем небожителям велит радоваться о них: «Радуйтесь, Ангелы и все избранные Мои! Грешники ко Мне обращаются, человеки,— создание Мое, сотворенное по образу Моему и по подобию,— погибшие спасаются, мертвые оживают, и потерянные находятся». Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его!
Бедные грешники! Почему же мы медлим в дальней стране и не идем к Отцу нашему? Почему гибнем от голода? Почему беззакониями, как свиным кормом, питаемся? В доме Отца нашего есть все в изобилии: там и наемники с избытком насыщаются. С великим терпением и желанием ждет нас Отец наш и возвращающихся к Нему еще издалека увидит и радостно встретит. Милосердными очами воззрит на нас, и милы Ему будем, и упадет на шею нашу, и обнимет нас, и облобызает лобзанием любви Своей святой. И не будет нам выговаривать; и грехов наших, и беззаконий наших не вспомнит никогда. И начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его.
Итак, придем в себя и, восстав, поспешим к Отцу нашему, и каждый пусть скажет ему со смирением и сожалением: Отче! Согрешил я против неба и пред Тобой и уже недостоин называться сыном Твоим: сделай меня одним из наемников Твоих (Лк. 15, 18—19). Поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены. Покаемся, пока милосердие Божие действует, чтобы не познать нам на себе правды Божией, вечного Суда.

Условия истинного покаяния и необходимость чистосердечного раскаяния

Для того, чтобы приступающий к Таинству покаяния мог действительно получить отпущение грехов, от него требуются, по учению Православной Церкви, следующие условия, о которых пастырю Церкви необходимо заблаговременно сказать говеющим — в отдельном поучении или в нескольких словах перед исповедью:
1. Сокрушение о грехах. Это необходимо по самой сути покаяния: кто истинно кается, тот не может не осознавать всей тяжести своих грехов и их гибельных последствий, не может не чувствовать своей виновности перед Богом, своего недостоинства, не может не скорбеть сердцем, не может не сокрушаться. И там, где нет истинного сокрушения о грехах, нет и истинного покаяния, а есть только внешнее. Вот почему Святые Отцы и учителя Церкви единогласно признавали сокрушение о грехах самой существенной и необходимой принадлежностью покаяния.
«Вы, братья возлюбленнейшие,— писал свт. Киприан,— каясь и сокрушаясь, рассмотрите ваши грехи; осознайте тягчайшую вину своей совести, откройте очи сердца для того, чтобы уразуметь ваше преступление. Чем больше мы согрешили, тем более мы должны оплакивать свой грех».
2. Твердое намерение исправить свою жизнь. Святой апостол Петр в речи своей к иудеям сказал: Покайтесь и обратитесь, чтобы очиститься от грехов ваших (Деян. 3, 19).
«Не тот исповедует грех свой,— говорит свт. Василий Великий,— кто сказал: «Я согрешил»,— и потом остается во грехе, а тот, кто, по слову псалмопевца, осознал грех свой и возненавидел его (см. Пс. 31, 5). Премудрый Домостроитель нашей жизни хочет, чтобы живший во грехах и потом давший обет восстать к здоровой жизни, положил конец прошлому, заложил некоторое начало, как бы обновившись в жизни через покаяние». «Кающимся недостаточно для спасения одного удаления от грехов, но необходимы им и достойные плоды покаяния».
Святитель Амвросий наставляет: «Кто приносит покаяние, тот не только должен омывать грех свой слезами, но покрывать прежние прегрешения лучшими делами, чтобы грех ему не вменился».
3. Вера во Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.
Иисус Христос один примирил нас с Богом Своей крестной смертью (см. Рим. 5, 1, 2, 8; 2 Кор. 5, 18, 19; Еф. 2, 16; Кол. 1, 20, 22). Он один — наш Вечный Первосвященник, и поэто¬му, будучи всегда живым, «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, ходатайствуя о нас» (см. Евр. 7, 25).Следовательно, без веры во Христа Спасителя и надежды на Него, как бы ни было глубоко наше сокрушение о грехах и твердо наше намерение исправить свою жизнь, мы никогда не удостоились бы получить от Бога отпущение грехов.
4. Чистосердечное исповедание грехов перед священником. Необходимость этого исповедания становится очевидной из того, что разрешить грехи в Таинстве покаяния должен священник, а что бы разрешить или не разрешить какие-либо грехи,
надо сначала узнать их.
В Церкви постоянно существовало и соблюдалось это установление. Святой Ириней повествует, как некие жены, увлеченные в ересь и нечестие гностиками, при своем возвращении в Цер-ковь исповедали свои грехи и заблуждения, а другие, не желающие подвергнуться этому испытанию, впали в отчаяние.
Святитель Григорий Нисский внушает кающемуся: «Пролей передо мной горькие и обильные слезы, чтобы и я соединил мои слезы с твоими, прими священника, как отца, как соучастника и общника твоей скорби. Священник так же сокрушается о грехе того, кого имеет по вере вместо сына, как скорбел Иаков, увидев одежду Иосифа. Поэтому на родившего тебя в Боге ты должен полагаться больше, чем на родивших тебя по телу. Смело показывай ему свое сокровенное; открывай ему тайны духа, как тайные раны врачу: он позаботится и о твоем здравии».
К сожалению, многие от самолюбия, от невнимательности к своему духовному состоянию и от усыпления совести, придя на исповедь, кроме общих выражений: «Грешен во всем»,— вовсе не исповедуют своих личных, нередко весьма тяжких, грехов против всех заповедей Божиих. В этом случае священнику остается вопросами вызывать признание в грехах и кратким назиданием раскрывать перед совестью тяжесть грехов, оскорбляющих Бога, и объяснять необходимость отказаться от них.
Устное исповедание грехов должно быть, повторяем, чистосердечным, искренним, без утайки, без самооправдания. Кроме предупреждения, предложенного в чине исповеди: «Вот, чадо, Христос невидимо предстоит»,— духовник может сказать кающемуся следующие слова святителя Тихона Задонского: «Ты, чадо, исповедуешься Богу, Которого прогневал грехами, а я — Его недостойный служитель и свидетель твоего покаяния. Ничего не утаи, не стыдись и ничего не бойся, ибо только трое здесь нас: Бог, перед Которым ты согрешил, Который все грехи твои, как они совершились, превосходно знает, потому что Бог есть везде, во всяком месте. И где бы ты что ни делал или что ни говорил и ни думал что — худое или доброе, Он тут был и все это хорошо знает. И ныне Он вместе с нами и только одного твоего добровольного покаяния ожидает. Ты сам также грехи свои знаешь, не стыдись рассказать обо всем, чего делать не стыдился. Я, третий, во всем подобен тебе, такой же человек, как ты, поэтому, что и меня стыдиться?»
По творениям свт. Тихона Задонского.