Отче! благодарю Тебя

Категория: Спутник христианина

Дневник православного священника

2 Декабря

Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня
(Ин. 11, 41)

Не странно ли, что Спаситель благодарит Отца заранее за благо, Им еще не полученное?
Он благодарит Бога за воскресение Лазаря, когда Лазарь еще не воскрес! "Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня". Что значат эти слова Спасителя?
Лазарь еще лежал в могиле, окутанный могильной пеленой, безмолвие смерти не прерывалось, на вознесенную молитву еще не последовало видимого ответа.
За что же Господь благодарит Отца Небесного?
В полном единении с Ним, Он благодарит заранее, уверенный, что Его молитва приятна Отцу. Воскрешая Лазаря, Господь не только хотел вернуть его к земной жизни и этим осчастливить его близких, но и утвердить веру в бессмертие души и вечное воскресение, предвозвестив этим чудом и Свое собственное Воскресение. И я, Господи, смею благодарить Тебя теперь уже за почивших в Тебе.
Перед открытой могилой, среди мрака, безмолвия и неизвестности, не имея видимого доказательства бессмертия, не слыша Божественного голоса: "Лазарь, иди вон!" - я все же буду благодарить, уверенный, что мои усопшие живут и будут жить вечно!
Бессмертие есть как бы принадлежность Божества - Господь не может допустить смерти Своего создания, поэтому у открытой могилы является потребность воспеть Пасхальную песнь. Живой образ усопших остается среди осиротелой семьи, нравственный облик их может еще служить им опорой и путеводителем в жизни. Будем же и мы в присутствии смерти с горячей верою возносить хвалу Господу: "Отче, благодарю тебя, что Ты услышал меня!"

О грехе

Изречения о грехе


1. Грех — самое ужасное зло в мире. Бегите греха, по крайней мере, для того, чтобы как можно менее тяготели над вами бедствия земные (Ар-хиепископ Черниговский Филарет).

2. Лучше избирай умереть, когда того нужда потребует, нежели согрешить (Святитель Тихон Задонский).

3. Ничто не сокрыто от Судии, поэтому на-прасно стараемся грешить скрыто (Преподобный Нил Синайский).

4. Один старец сказал: «Чудное дело! Мы приносим молитвы так, что представляем Бога присутствующим и слушающим слова наши, а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видел нас» (Древний патерик).

5. Не говори, что то или другое — ничтожная мелочь: мелочи много значат в жизни. Рана, сделанная иглою, иногда поражает сильнее, чем болезнь, обнимающая все тело. Иногда от искры делается пожар, с которым справиться невозможно и который беспощадно пожирает все, что собрано было годами и береглось с величайшим вниманием (Епископ Мелитопольский Кирилл).

6. Считая то и другое малым, не доходят ли до того, что никакого греха не считают великим? (Архиепископ Черниговский Филарет).

7. Легкомыслие смеется над набожностью и доходит до безбожной жизни (Он же).

8. Не делай зла, даже в шутку, ибо случается, что иной сначала шутя делает зло, а после и нехотя им увлекается (Авва Дорофей).

9. Пока проступок мал еще и не созрел, истреби его — прежде, нежели пустит ветви в широту и станет созревать (Преподобный Исаак Сирин).

10. Грех — это горящий огонь. И по мере уменьшения вещества он угасает, а по мере прибавления разгорается (Преподобный Марк Подвижник).

11. Угашай искру, пока в пламень не возросла, и убивай врага, пока он мал (Святитель Тихон Задонский).

12. Невозможно преодолеть великого, если не победишь маловажного (Преподобный Исаак Сирин).

13. Как бы ни были безобразны и отвратительны грехи, привычка делает их маловажными (Блаженный Августин).

14. Скажи однажды навсегда греху: «Я враг твой»,— и при каждом искушении говори каждому лукавому помыслу: «Я — враг твой» (Епископ Мелитопольский Кирилл).

15. Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (Преподобный Макарий Великий).

16. Велика сила греха, но во сто крат больше сила благодати Божией (Святитель Иннокентий Херсонский).


Что есть грех?

Перед исповедью каждому исповедующемуся крайне нужно приобрести уверенность в том, что грех — это величайшее зло для человека. Что есть грех?

а) Это нарушение пресвятой воли Творца. Малое ли дело — стать противником и врагом Существа Всемогущего, Того Существа, в руках Которого находимся мы и весь мир, наша жизнь и дыхание, наше время и наша вечность?

б) Это уклонение на сторону врага Божьего — диавола. Малое ли дело — быть заодно с этим человекоубийцей, сделаться похожим на него в измене истине, заразиться его змеиным ядом?

в) Это ослепление ума, развращение воли, искажение совести, разленение тела. Безделица ли — испортить таким образом все богоподобное существо свое, уклонить его от цели бытия в противоположную сторону и внести в него семя тления и смерти вечной?

Что ожидает грешника в будущем? Ожидает еще большая тьма, еще большее измождение сил, еще большее горе и пагуба, ожидает окончательное лишение всех благ, душевных и телесных, окончательное отвержение от лица Божиего, осуждение на вечное мучение в аду, с диаволом и ангелами его.
Довольно и этих самых простых понятий о грехе, чтобы затрепетать всем существом своим при одной мысли о грехе.
Итак, исповедь необходима. Ибо, трепеща при мысли о своих грехах, как не поспешить к исповеди, когда в ней, силой Премудрости Божией, открыт путь к примирению нас с Богом и своей совестью, и за одно чистосердечное признание своих беззаконий и раскаяние в них подается полное прощение? Поистине, мы должны были бы спешить к исповеди и тогда, когда в ней требовалось бы даже самое тяжелое и трудноисполнимое для нас, ибо лучше все претерпеть и всего лишиться, чем оставаться врагом Богу и другом диаволу.
Но от нас ничего подобного не требуется, а требуется только самое необходимое — чтобы мы исповедали свои грехи, показали отвращение к ним, решили оставить их навсегда и в настоящем воздать, чем можем, за прошлое. И от этого удаляться? И это считать трудным? И ради этого оставаться в грехах? Что же значит после этого наше покаяние? Где ненависть к греху? Где любовь к Богу, к себе?
Скажем же и мы со св. Давидом: Благо есть исповедаться Господу (Пс. 91, 2),— и поспешим к святому аналою, как преступники спешат к тому месту, где объявляется прощение и царская милость.